Жорж Дюмениль де Латур биография художника
Жорж Дюмениль де Латур, также Ла Тур (фр. Georges de La Tour, 1593-1652) — знаменитый французский живописец XVII века, один из самых крупных мастеров лотарингской художественной школы, яркая творческая индивидуальность. Родился в Вик-сюр-Сей, расположенном неподалеку от Нанси, столицы Лотарингии, происходил из ремесленной среды: дед Жоржа де Латура был каменщиком, отец — пекарем.
Предполагают, что покровителем Латура мог быть наместник судебного округа А. де Рамбервилле — эрудит, любитель искусств и коллекционер. После обучения в Нанси (не исключено, что в мастерской Ж. Белланжа) в 1605-1610 гг. совершил, возможно, путешествие в Италию или (и) в Нидерланды, а также ездил, вероятно, в Париж. В 1617 году художник женился на Диане Ле Нерф, дочери Ж. Ле Нерфа, серебряных дел мастера герцога Лотарингского Генриха II, и в 1620 году обосновался в Люневиле. У Жоржа де Латура было 9 детей, однако лишь трое из них пережили родителей: Этьен, который стал живописцем, и две дочери — Клод и Кристина. Начало творческой карьеры Латура было успешным. В 1623-1624 гг. он написал для Генриха II две картины, за которые получил 273 франка, и с этого времени стал приобретать недвижимость. В 1639 Латур работал в течение полугода в Париже при королевском дворе и был удостоен звания ординарного живописца короля. Однако в дальнейшем он жил в Люневиле, регулярно выполняя заказы города на создание картин, которые предназначались в подарок французскому наместнику Лотарингии маркизу де Ла Ферте Сеннетеру. Исходя из тем этих произведений, зафиксированных в архивных документах («Рождество» — 1645, «Св. Алексей» — 1649, «Св. Себастьян» — 1650, «Отречение св. апостола Петра» — 1651), исследователи отождествляют их с известными в настоящее время картинами Жоржа де Латура: «Поклонение пастухов» (ок. 1644, Париж, Лувр), «Св. Алексей» (копия, Дублин, Национальная галерея Ирландии), «Св. Себастьян и св. Ирина» (1649, Париж, Лувр) и «Отречение св. апостола Петра» (1650, Нант, Музей изящных искусств). Латур работал по заказам Людовика XIII, Генриха II, а также для религиозных братств и частных лиц. Писал композиции на христианские и бытовые темы, причем преимущественно большого размера и крупнофигурные, с преобладанием профильных изображений. Творческий метод и живописная манера мастера сформировались под влиянием лотарингской монументальной скульптуры XV-XVI вв., придворной художественной школы Нанси, а также на основе знакомства с искусством утрехтских караваджистов (X. Я. Тербрюгген, Г. ван Хонтхорст, Д. ван Бабюрен) и произведениями итальянских последователей Караваджо — главным образом через графику. С итальянским караваджизмом де Латура сближают тематика, интерес к сценам из народной жизни, жанровая трактовка религиозных сюжетов, типажи, воспроизведение эффектов искусственного освещения, резкие светотеневые контрасты, подчеркнутая пластика фигур. Герои картин де Латура , как и на полотнах караваджистов, изображены обычно на нейтральном фоне, даны крупным планом и плотно заполняют пространство картинной плоскости. При этом для многофигурных композиций типична симметричная аранжировка фигур, расположенных фризообразно на уровне глаз зрителя. Вместе с тем, несмотря на широкий круг влияний и отдельные заимствования, художественный стиль Латура является в целом самостоятельным и оригинальным. Ему остались чужды не только изощренная маньеристическая фантазия и утонченный аристократизм придворных живописцев Нанси, но и театральная зрелищность, динамика и риторика искусства барокко, а также каноны эстетики классицизма. Подобно своим современникам Калло и братьям Ленэн, Латур стремился к реалистическому изображению жизненных явлений и принадлежал к числу тех мастеров, которых принято называть «живописцами реальности». Неудивительно, что П. Мериме воскликнул перед одной из картин Л. Т.: «Отвратительная и ужасающая правда!» Значительная часть произведений художника — это ночные сцены, причем как с открытым источником искусственного освещения, так и с затененным рукой или фигурами «экранированным» светом. Разнообразные светильники, фигурирующие в композициях художника (факелы, свечи, фонари, жаровни), имеют особое смысловое значение. Свет во мраке является своеобразным энергетическим центром, который создает религиозно-мистическую атмосферу. В некоторых произведениях Жоржа де Латура свет объединяет персонажей, сближая их эмоционально или духовно («Поклонение пастухов» — ок. 1644, Париж, Лувр; «Св. Иосиф-плотник» — ок. 1640, Париж, Лувр; «Сон св. Иосифа» — ок. 1640, Нант, Музей изящных искусств), в других — создает чувство напряжения, беспокойства, тревоги, подчеркивая драматизм ситуации и усиливая психологическую экспрессию образов («Платёж» — ок. 1625-1627, Украина, Львов, Музей изобразительных искусств; «Св. Себастьян и св. Ирина» — 1649, Париж, Лувр; «Иов и его жена» — ок. 1632-1635, Эпиналь, Музей департамента Вогезы; «Отречение св. апостола Петра» — 1650, Нант, Музей изящных искусств). Для большинства героев характерны статичные позы, лаконичные жесты, сдержанная мимика. Как правило, внешне обособленные друг от друга, они либо всецело погружены в свои занятия, либо замкнуты в раздумьях и переживаниях. Яркая индивидуальность персонажей, в которых отчетливо угадываются местные этнические черты, сочетается в произведениях Латура с монументализацией образов, отмеченных печатью провинциальной наивности и искреннего религиозного чувства («Поклонение пастухов» — ок. 1644, Париж, Лувр; «Раскаяние св. апостола Петра» — 1645, Кливленд, Художественный музей). Возможно, в качестве моделей он использовал своих друзей, родственников, слуг и членов мастерской. Картины художника отличаются безупречной тектоникой композиций, построенных на ритмической согласованности линий, форм и цветовых пятен, пластической четкостью объемов, формирующих глубину пространства, и теплой колористической гаммой, в которой преобладают оттенки цвета пламени: от вишнево-коричневых и оранжево-красных до медно-желтых и лимонно-золотистых, дополненных холодными темно-синими и лиловыми тонами. Среди произведений Жоржа де Латура, написанных в ранний период творчества, к числу шедевров с точки зрения глубины психологической характеристики персонажей принадлежат картины «Шулер с тузом бубен» (ок. 1636-1638, Париж, Лувр) и «Шулер с тузом треф» (ок. 1632, Форт-Уорт, Художественный музей Кимбелла), на которых изображены наивный юноша, хитрый плут и коварная куртизанка, подающая глазами знак служанке-сообщнице, сохраняя при этом абсолютное спокойствие. Самые знаменитые работы Латура, созданные в конце творческого пути, — это «Сон св. Иосифа» и серия картин с изображением св. Магдалины. Культ св. Иосифа как искусного плотника и добродетельного супруга Марии, окруженный в Лотарингии особым почитанием, получил широкое распространение в искусстве XVII века после учреждения Папой Григорием XV праздника в его честь. Жоржа де Латура трактовал св. Иосифа в соответствии с религиозными представлениями своей эпохи, прославлявшей его терпение, смирение и покорность перед лицом Божественного Провидения. Ангел (олицетворение милосердия Бога) явился к св. Иосифу, чтобы развеять его сомнения в девственности Марии и обратить печаль праведника в радость, открыв ему таинство Воплощения. Образ св. Магдалины, одной из самых дискуссионных святых христианского пантеона в XVII века, имел, по-видимому, для Латура особое и глубоко личное значение: в период между 1635 и 1644 годами художник написал не менее пяти картин на тему раскаяния св. Магдалины, содержание которых выходит за рамки назидательной иллюстрации догмата Покаяния (Лос-Анджелес, Окружной художественный музей, ок. 1635-1637; Нью-Йорк, Музей Метрополитен, ок. 1640; Париж, Лувр, ок. 1642-1644; Вашингтон, Национальная галерея, ок. 1638). Изображая Магдалину в ночной тишине перед пламенем свечи размышляющей о быстротечности времени и бренности всего земного, он следовал многовековой религиозной традиции, согласно которой ночная молитва означает отказ от яркого света мирской суеты ради постижения сокровенного света Божественной Мудрости. Интерпретируя эпизоды из повседневной жизни или библейской истории, Жорж де Латур не был ни бытописателем, подобно малым голландцам, ни историческим живописцем, как его понимали в XVII веке. Обыденная реальность и события Священного Писания раскрываются в творчестве художника в их глубокой духовной сути. Не случайно многие исследователи связывают искусство его с философией его младшего современника Б. Паскаля. Живопись Латура — это размышления с кистью в руках об извечных проблемах бытия и общечеловеческих чувствах. Неудивительно, что картины художника высоко ценились его современниками не только в Лотарингии и во Франции, но и в других странах. Имя мастера фигурирует в 1659 году в описи коллекции испанского наместника во Фландрии эрцгерцога Леопольда Вильгельма, а также в «Theatrum pictorium» фламандского живописца Д. Тенирса Младшего. Несмотря на незначительное количество сохранившихся документальных сведений о жизни и творчестве Латура, его искусство в настоящее время исследовано достаточно полно. Тем не менее, остается еще довольно много проблем, связанных с атрибуцией и хронологией его произведений. Присущие творчеству Жоржа де Латура сакрализация бытовых тем и жанровая трактовка религиозных сюжетов (неортодоксальная иконография, отсутствие нимбов, традиционных атрибутов) затрудняют идентификацию таких картин, как «Платёж», «Иов и его жена», «Женщина с блохой» (ок. 1638, Нанси, Музей истории Лотарингии), «Читающий св. Иероним» (1620-е, Хэмптон-Корт, Королевское собрание), «Новорожденный» (ок. 1648, Ренн, Музей изящных искусств). Некоторые произведения жудожника имеют явно морализирующий аспект и связаны, возможно, с евангельской притчей о блудном сыне («Гадалка» — ок. 1632-1635, Нью-Йорк, Музей Метрополитен; «Шулер с тузом бубен», «Шулер с тузом треф»). Из восьмидесяти приписываемых Латуру композиций около сорока считаются его аутентичными работами, две из которых являются подписными и датированными: «Раскаяние св. Петра» (1645) и «Отречение св. Петра» (1650). Остальные композиции художника (около 30) известны по репликам, выполненным его мастерской.
Произведения: «Старик», «Старуха» (оба — ок. 1625-1627, Сан-Франциско, Музей изящных искусств); «Слепой музыкант» (ок. 1625-1630, Нант, Музей изящных искусств); «Музыкант с собакой» (ок. 1622-1625, Берг, Муниципальный музей); «Драка музыкантов» (ок 1625-1630, Малибу, Музей П. Гетти); «Кающийся св. Иероним» (ок. 1630, Стокгольм, Национальный музей); «Кающийся св. Иероним» (ок. 1628-1630, Гренобль, Музей изящных искусств); «Едоки гороха» (ок. 1622-1625, Берлин, Государственные собрания); «Св. Иаков Младший», «Св. Иуда Фаддей» (ок. 1615-1620, оба — Альби, Музей Тулуз-Лотрека); «Св. Филипп» (ок. 1615-1620, Норфолк, Музей Крайслер); «Св. Иоанн Креститель в пустыне» (ок. 1649-1651, Вик-сюр-Сей, деп. Мозель, Генеральный совет).
Произведения: «Старик», «Старуха» (оба — ок. 1625-1627, Сан-Франциско, Музей изящных искусств); «Слепой музыкант» (ок. 1625-1630, Нант, Музей изящных искусств); «Музыкант с собакой» (ок. 1622-1625, Берг, Муниципальный музей); «Драка музыкантов» (ок 1625-1630, Малибу, Музей П. Гетти); «Кающийся св. Иероним» (ок. 1630, Стокгольм, Национальный музей); «Кающийся св. Иероним» (ок. 1628-1630, Гренобль, Музей изящных искусств); «Едоки гороха» (ок. 1622-1625, Берлин, Государственные собрания); «Св. Иаков Младший», «Св. Иуда Фаддей» (ок. 1615-1620, оба — Альби, Музей Тулуз-Лотрека); «Св. Филипп» (ок. 1615-1620, Норфолк, Музей Крайслер); «Св. Иоанн Креститель в пустыне» (ок. 1649-1651, Вик-сюр-Сей, деп. Мозель, Генеральный совет).
|