Франсуа Буше биография художника
Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Его отец, Никола Буше, был также художником, но его судьбу сложно назвать задавшейся: он зарабатывал на жизнь продажей гравюр и рисованием узоров для вышивки. По всей видимости, именно он и преподал сыну первые уроки рисования. Известно, что уже с ранних лет Франсуа помогал Никола Буше в его мастерской.
Трудно сказать, с увлечением ли относился мальчик к этой «домашней повинности», отрывавшей его от детских забав. Как бы там ни было, отец вскоре обнаружил в своем отпрыске недюжинный талант и определил его в ученики к Франсуа Лемуану (1688— 1737), одному из ведущих художников-декораторов своего времени. Правда, у Лемуана Буше провел всего несколько месяцев и вспоминал о нем впоследствии без большой благодарности. «Мастер не проявлял интереса к своим ученикам», — говорил он.
В семнадцать лет Буше поступил в мастерскую гравера Кара, что позволило ему самостоятельно зарабатывать на жизнь, а также завести полезные знакомства — с высокопоставленными клиентами своего наставника. Заметим, что свой первый заказ будущий живописец получил вовсе не на картину, а на серию гравюр по картинам Антуана Ватто.
В 1723 году Франсуа Буше победил в конкурсе на Римскую премию Королевской академии живописи и ваяния. Эта победа давала ему право на обучение в Риме, но в итальянском филиале академии не нашлось для победителя вакантного места. Отправиться в путешествие по Италии молодому художнику удалось лишь в 1727 году. Любопытно, что, став «маститым живописцем», Буше всячески старался преуменьшить значение поездки в Рим, ее влияние на свое творчество. Хотя совершенно очевидно, что он научился здесь очень многому — особенно у мастеров итальянского барокко.
Вернувшись из Италии в 1731 году, Буше почти сразу же стал кандидатом в Королевскую академию по отделению исторической живописи, а уже в 1734 году его утвердили как полноправного члена академии. В качестве вступительной работы он представил полотно «Ринальдо и Армида». Чуть позже он стал преподавать в академии, сначала как ассистент (1735), а затем — как мастер (1737). Денег, впрочем, это приносило не так много. А они были жизненно необходимы художнику, женившемуся в 1733 году на семнадцатилетней прелестнице Мари-Жанн Бюзо (с нее написаны очень многие «нимфы» Буше). И художник приложил все усилия к тому, чтобы добиться известности и славы.
Настоящее признание пришло к Буше в 1737 году, когда его картины впервые появились в Салоне. В том же году он начал работать для парижского театра «Опера», создавая декорации и разрабатывая костюмы для балетов, опер и драматических спектаклей. Несколько раньше, в 1734 году, началось его сотрудничество с Королевской мануфактурой гобеленов. К концу десятилетия положение мастера настолько упрочилось, что он мог теперь не беспокоиться о своем будущем и будущем своих детей (их у Буше было трое — две дочери, вышедшие впоследствии замуж за учеников своего отца, и сын, ставший, как и отец, художником). Более того — он стал позволять себе относиться к заказам весьма избирательно. Примечательна, к примеру, история его взаимоотношений с графом Карлом Густавом Тессином, шведским посланником в Париже. Их заочное знакомство состоялось приблизительно в 1737 году, когда граф, находившийся в то время еще в Швеции, попытался заказать художнику картину через своего парижского агента. Агент не замедлил с ответом: «Я виделся с мсье Буше... Но когда объявил ему о предлагаемой цене, он даже не захотел со мной разговаривать. В настоящее время он получает не менее 300 ливров за каждую свою картину. Это очень занятой молодой человек, он работает при дворе короля и считает себя одним из самых знаменитых живописцев современности. Сказать по правде, в Париже его действительно полагают одним из лучших».
Приобрести полотно Буше Тессину удалось только по приезде в Париж. За 1600 ливров (огромная сумма по тем временам) он купил «Триумф Венеры». И здесь есть одна любопытная подробность. Щедрость Тессина объясняется не только его уважением к таланту Буше, но и его нежными чувствами к жене художника. Известно, что он преподносил ей подарки, стоимость которых превосходила те суммы, которые он давал ее мужу. Последний не оставался в долгу и платил Мари-Жанн той же монетой. Увы, жизнь супругов Буше нельзя назвать идиллической. Впрочем, все это было в духе времени.
В конце 1740-х годов покровительницей Буше стала мадам Помпадур, любовница короля Людовика XV. Она брала у художника уроки рисования — по крайней мере, такова была официальная версия. И платила за эти уроки немалые деньги. В салонах же говорили, что между мадам Помпадур и живописцем существуют отнюдь не только дружеские отношения. Благодаря связям любовницы короля, Буше смог получить очень выгодные заказы от главного управляющего королевскими имениями — в том числе, на декоративные росписи в Версале.
Будучи страстной поклонницей театра, мадам Помпадур приказала построить для себя в Версале небольшой театр. Для него Буше (к тому времени — уже опытный театральный художник) создавал декорации и костюмы. А вскоре всемогущая мадам нашла для него новую работу — делать эскизы для сервизов и фарфоровых фигурок, производившихся на фабрике в Севре. Именно во второй половине XVIII века этот маленький городок неподалеку от Парижа стал знаменит своим фарфором. Надо думать, труды Буше сыграли здесь немалую роль.
Покровительство мадам Помпадур значило очень много. Благодаря ему Буше в 1752 году получил мастерскую в Лувре — этой чести удостаивались лишь избранные живописцы. Вскоре ему была назначена ежегодная пенсия в 1000 ливров, а в 1755 году художник стал директором Королевской мануфактуры гобеленов. Положение Буше не поколебалось даже после 1764 года, когда мадам Помпадур умерла. Напротив — уже в 1765 году он получил звание Первого придворного живописца и «заодно» должность директора Королевской академии живописи и ваяния.
Но многочисленные титулы и регалии Буше не могли заткнуть рты его критикам. Год от года их филиппики становились все яростнее, все ожесточеннее. Надо сказать, что кризис королевской власти наметился во Франции еще в середине XVIII столетия, то есть задолго до рокового 1789 года. Правда, в то время главным объектом нападок противников режима был не столько сам король, сколько его приближенные. В число которых, разумеется, входил и Буше. Его творчество «прогрессивные критики» провозгласили поверхностным и бездумным, а его самого — человеком без чести и совести, продавшимся с потрохами развращенной, гнилой аристократии. Доля истины в этих словах, безусловно, была. Хотя и не столь значительная, как то виделось, например, Дени Дидро, раскритиковавшему в пух и прах картины Буше в Салоне 1765 года. «Что хорошего, -вопрошал энциклопедист, — можно ожидать от художника, всю жизнь вращающегося среди проституток низшего пошиба?» Подобные оценки больно били по самолюбию художника и, надо думать, попортили ему немало крови. Здоровье же Буше в это время уже отнюдь не отличалось крепостью. В 1768 году он оставил пост директора Королевской академии и вообще «удалился от дел» (хотя писать продолжал до самой своей смерти). Скончался живописец 30 мая 1770 года от приступа астмы и был похоронен в парижской церкви Сен-Жермен л'Озеруа.
После революции 1789 года творчество художника, «запачкавшего» себя близостью к королевскому двору, было предано забвению. Вплоть до середины XIX столетия о Франсуа Буше не вспоминали иначе как с презрительной усмешкой. Но с появлением многотомного труда братьев Гонкур «Искусство XVIII века» отношение к «первому придворному живописцу» переменилось, и он вновь занял подобающее ему место среди мастеров живописи XVIII столетия.
|